№11 (36) / Статьи журнала Мобильный Ч@ЙНИК“

«..PrevNext..»
[15.03.2008]

«Net-Школе» - Да!

Все больше школ в Казани начинают активно использовать информационные технологии в учебном процессе.

Школа №12 в г. Казань считается в этом смысле одной из самых «продвинутых»: в распоряжении учителей и учеников компьютеры, мультимедиа-проекторы, цифровые фотокамеры, копировальная и переплетная техника, принтеры, сканеры и прочее оборудование. Все компьютеры объединены в локальную сеть, каждая из машин имеет доступ во Всемирную паутину. Все ученики и сотрудники школы имеют свое имя и пароль для входа в сеть, выхода в Интернет, свою личную папку на сервере.

С 2000 года в этой школе реализуется проект по созданию единого информационного пространства под названием «Net-Школа», который объединяет учителей, и учащихся и их родителей. Об этой программе корреспонденту «МЧ» рассказал заместитель директора по учебной работе и один из активнейших ее пользователей Вячеслав Дмитриевич Фияло.

- Вячеслав Дмитриевич, как начиналась ваша работа с системой «Net-Школа»?

- Мы используем эту систему уже более 5 лет. Конечно, в первое время она была в диковинку, фактически первые полгода с ней работал только я. Всего же в Казани ею на тот момент пользовались одна-две школы, но у нас не было с ними тесных связей. Спустя пол года новинкой заинтересовались еще несколько учителей нашей школы, и с нового 2002 учебного года мы начали активно обучать работе с системой остальных наших коллег, помогать им в ее освоении. С тех пор на протяжении вот уже 4-х полных учебных лет наша школа работает с этой программой.

- Какие возможности есть у системы «Net-Школа»?

- Система комплексная, в ней могут работать и администрация школы, и учителя, и ученики, и их родители.

Учителя могут вести электронный классный журнал, составлять календарно-тематические планы, отчеты; вести портфолио учеников и проектов, получать доступ к внутришкольной документации, создавать свои собственные учебные курсы для дистанционного обучения детей, которые временно не могут посещать занятия в школе. Одним из главных плюсов системы, пожалуй, является возможность автоматического формирования отчетности. По итогам четверти учителя должны сдавать большое количество различных отчетов, писать, вычислять, составлять таблицы – процесс длительный и трудоемкий. А система «Net-Школа» делает это автоматически. У нас учителя не сдают никаких отчетов, директор школы и любой из завучей может войти в систему и получить любую информацию, касающуюся работы конкретного учителя. Конечно, при условии, что учитель аккуратно систематически заполняет электронный журнал.

Администрация, не отвлекая педагогов от работы, может проводить мониторинг деятельности каждого из них, оперативно получать и обобщать информацию об учебном процессе для принятия управленческих решений, осуществлять ведение личных дел сотрудников, учеников, родителей, системы школьного документооборота.

Родители могут отслеживать успеваемость своего ребенка дистанционно, не приходя в школу. Это звучит революционно! Если у нас и родители перестанут ходить в школу… Но ведь всякое бывает: современные родители подчас не могут выкроить время, чтобы заглянуть в школу, они зарабатывают деньги.

B «Net-Школе» у каждого ученика есть электронный дневник, куда автоматически заносятся отметки, выставленные преподавателем в классный журнал, своя папка, куда он выкладывает домашнее задание, выполненное в электронном виде. Учащийся может ознакомиться с расписанием уроков и мероприятий, вести свое личное портфолио – коллекцию работ и достижений. Встроенная почтовая часть net school «Net-Школы» позволяет всем участникам учебного процесса переписываться друг с другом. На День святого Валентина наш сервер еле справляется с потоком электронных «валентинок»!

С самого начала у нас активно используется электронная доска объявлений, постепенно вытесняя стенды с бумажными объявлениями. Конечно, полностью убрать их пока не удается, потому что существуют вещи, которые не имеет смысла перекодировать в электронный вид, поэтому один стенд на первом этаже школы у нас все-таки остался. Но то, что касается учебного процесса и деятельности школы в целом, мы все вывешиваем в «Net-Школe»: информацию о прививках, о замене уроков и т.д.

- Может ли, по-вашему, «Net-Школа» совсем вытеснить традиционные классные журналы и дневники?

- Учителя нашей школы уже не заполняют бумажных журналов, только электронные. Своеобразным дубликатом можно считать распечатки данных из «Net-Школы» по итогам учебных периодов, которые мы переплетаем и храним. Но избавляться от бумажных дневников мы пока не торопимся. Дневник для ученика все-таки является сдерживающим фактором. Кроме того, пока не получается распространить использование «Net-Школы» среди родителей на 100%. Причины тому разные: у кого-то нет дома компьютера, у кого-то нет выхода в Интернет, кто-то просто является слабым пользователем.

- Сколько родителей в процентном соотношении уже вовлечены в использование системы «Net-Школа»?

- Не более 20% родителей, но зато учителя вовлечены на все 100%. Для преподавателей нашей школы это часть их профессиональной деятельности, их служебная обязанность. Ведь учителя обязаны заполнять журнал, просто у нас он электронный.

Для того, чтобы каждый родитель осознал все преимущества «Net-Школы», необходимо время и техническая возможность. Но процент родителей-пользователей «Net-Школы» пусть медленно, но растет: по два-три человека в неделю. Но, я думаю, что вряд ли когда-нибудь все 100% родителей будут пользоваться этой системой, ведь никогда абсолютно все из них не приходят на родительские собрания.

- А как дети восприняли появление этой системы, ведь это еще один способ контроля?

- Если ребенку есть, что скрывать, он отрицательно воспримет любой контроль со стороны взрослых: бумажный дневник и журнал или электронный – для него не будет разницы. Но большинство детей восприняли это как интересную новинку, прогресс! Многие переписываются со своими друзьями-одноклассниками, хотя каждую минуту видят их на уроках, общаются на переменах. Конечно, кому-то это нравится больше, они вдоль и поперек изучают все возможности системы, а кому-то меньше.

- Как восприняли эту новинку преподаватели старшего поколения?

- Я бы не заострял внимание на учителях старшего поколения, дело не возрасте. Любая инновация разделяет коллектив на тех, кто при любых условиях поддержит нововведение, тех, кто займет выжидательную позицию и тех, кто будет сопротивляться переменам. «Net-Школа» не является исключением. Процесс внедрения нововведений – длительный, требующий значительных затрат временных и человеческих ресурсов. Необходимо запастись терпением и систематически проводить с учителями обучающие семинары, мастер-классы, демонстрировать преимущества использования системы.

- Какие именно моменты работы с «Net-Школой» чаще всего вызывают затруднения у учителей?

- Безусловно, десятилетия использования традиционных бумажных журналов отпечатали в сознании учителя стереотипы, которые отбросить невозможно, но можно попробовать изменить. Учитель - человек творческий, а любая электронная система подразумевает стандарты и рамки, в которые ему вписаться крайне сложно. В первую очередь, психологически, поэтому разрушение львиной доли «подводных камней» имеет психологический характер, а значит разрушение этих камней зависит от психологического климата в коллективе, взаимоотношений между администрацией и учителями. Немаловажную роль играет постепенное освоение системы. «Net-Школа» очень объемна и требовать от учителя, загруженного уроками тетрадями дневниками, знания и использования всей системы и сразу неправильно. Поэтому некоторые функции или возможности системы мы не развиваем сознательно, поначалу сконцентрировав внимание учителя на работе с календарно-тематическим планом и электронным журналом. Результат - все учителя ежедневно используют эти функции в своей работе. Следующий этап – стопроцентное введение личных порфолио, а также использование встроенной системы интерактивного тестирования знаний. И так далее, не останавливаясь на достигнутом!

На одном из последних мастер-классов мы разбирали вопрос выставления двойных оценок. В бумажном журнале нужно просто провести косую черту: 5/5, ѕ. В электронном же журнале ситуация немного иная… Учителям объяснили, какие клавиши нужно нажать, где поставить галочку, чтобы ввести в систему нужную команду.

- Меня интересует вопрос безопасности системы…

- Любой вопрос, связанный с безопасностью, сводится к целесообразности затраченных на нее средств. Известны случаи похищения конфиденциальной информации из государственных учреждений, банков, взломы электронных баз данных… Но мне кажется маловероятным, что профессиональных киберпреступников заинтересуют итоговые оценки ученика 7а класса Василия Морковкина. С другой стороны, обычному парню Василию Морковкину не удастся внести изменения в итоговые оценки, так как для него уровень безопасности будет непреодолим. «Net-Школа» предусматривает, что каждый входит под своим паролем и логином. Ежедневно происходит резервное копирование, и если все-таки произойдет потеря информации, то восстановить утраченные данные не составит труда. За все 5 лет использования системы «Net-Школа» проблем с несанкционированным доступом в систему у нас не было и, надеюсь, не будет.

- А какие функции системы будете осваивать в ближайшем будущем?

- Хотелось бы продолжать развивать электронную методическую копилку предметных кафедр, куда помещаются материалы прошедших у нас семинаров, конференций, мастер-классов, олимпиад, авторские методические разработки, мониторинг результативности и т.п. Шире и интенсивнее использовать систему интерактивного тестирования знаний - СИНТЕЗ, созданную нашим учеником Аликом Кирилловичем. Там можно размещать и звук, и видео, и анимацию, можно работать с текстами, не говоря уж о разных типах вопросов.

Построение единого информационного пространства ставит перед администрацией и учителями все новые и новые задачи, решая которые мы продвигаемся дальше на пути информатизации образования.

  Татьяна Ренкова  

«..PrevNext..»

Версия для печати ++
Перейти к разделу >>
Перейти к номеру >>
№ 9 (34) 15 сентября 2007, суббота





№ 10 (35) 28 декабря 2007, пятница





№ 11 (36) 15 января 2008, вторник




«Net-Школе» - Да!




№ 10 (35) 28 декабря 2007, пятница







№ 9 (34) 15 сентября 2007, суббота